Когда из политики (или из жизни, всякое случается) уходит какой-нибудь политический деятель, неважно злодейских он был нравов или, наоборот, кроток, велик или жалок, говорят, что в наследство он оставил своему народу…
Разруху. Великие победы. Кровь миллионов. Монументальное строительство. Голод. Процветание. Короче, каждый что-то оставляет, хотим мы этого или нет. И вот с этим оставленным приходится потом жить долго и, зачастую, не всегда счастливо, потому что наследство громоздко и живуче. Просто так от него не избавишься.
Вот и Виктор Андреевич от щедрот своих оставил нам множество замысловатых и непрактичных в хозяйстве вещей.
Голодомор, например, стоит у каждого на кухне, словно сгоревший холодильник. На вид — настоящий (только черный), даже дверь открывается. Но не морозит, еды в нем нет, толку — ноль, места занимает много, а государственные указы приписывают еще водить вокруг него ежегодные хороводы.
Еще в подарок осталась демократия, будь она неладна. Импортная. Блестящая. Как работает — непонятно, подключается через кабель к голодомору и потребляет много российского газа. А совсем недавно, в день украинской соборности, душеприказчики гаранта пытались затащить в мою небольшую квартиру бронзовый памятник орденоносного Бандеры. Не получилось. Застряли в парадном, где уже пылится Шухевич из розового мрамора.
Мы блуждаем в темноте узких коридоров среди ужасных, неуклюжих и диких подарков – обломков Трипольской культуры, портретов фашистов, танков, подготовленных к отправке в Грузию, — и натыкаемся на гранитные государственные праздники, в которые даже и напиться-то стыдно честному человеку, хочется на воздух, туда, где нет подарков, которые ты обязан принять по закону, и не только принять, но и любить эти жуткие вещи. Хорошо, не любить. Не отрицать и государственно улыбаться, стоя на загаженной за время европеизации Говерле в политкорректной вышиванке и на фоне многоэтажных ульев.
Я хотел бы сказать, что пошутил. Не переживайте, мол, все уладится. Не получается: с каждым днем подарков становится все больше и больше, а жизненного пространства все меньше и меньше. Новый же родственничек вычищать старый мусор не будет, делать ему, что ли, нечего, а нового хлама подкинет — будьте уверены! Один мой знакомый предложил кандидатам в президенты проходить психиатрическое освидетельствование. По-моему, очень разумно. Здравомыслящий человек не станет оставлять после себя в наследство груды черных сгоревших холодильников.